Елена (finritel) wrote,
Елена
finritel

A Little Life



Попробую рассказать про себя и "Маленькую жизнь" Янагихары.
Прочитала пару дней назад, понимаю, что следовало бы дать себе остыть - впечатление может поменяться (скорее всего), протрезвею и все такое.
Но так и тянет что-нибудь... сделать. Сначала я хотела ограничиться многозначительным цитированием разных кусков, но, кажется, этим не обойтись, отложу на потом.
Я почти ничего не знала о книге, когда начала читать. Знала только, что будет история четырех друзей и Нью-Йорк, и что роман вызывает массу эмоций у читателей. Как и со всеми книгами "для души" в последнее время, определила для себя, что читаю только перед сном, не берусь за нее в течение дня, потому что есть другие дела, связанные с "почитать". И, надо сказать, до последнего не нарушила правило, несмотря ни на что, и это позволило пробыть с Джудом и компанией почти две недели. Правда, вчера вот скачала текст в оригинале, и... всё, утонула, но не суть.
В первую ночь хотелось спать, когда еще только открыла книгу, поэтому осилила пару десятков страниц, особенно ни за что не зацепилась, и уснула. Но уже во вторую наткнулась на то, что Янагираха описала некоторое количество моих мыслей и чувств, и, конечно, гораздо более удачно, чем это сделала бы я сама, причем мыслей сокровенных, ноющих и постоянных. Я подумала: Здравствуй, Джуд, приятно познакомиться. Не знаю, что произойдет с тобой дальше, но ты - мой. Как оказалось потом, в одном и только в одном аспекте жизни Джуда мы с ним относительно близки, не более того, Но этого хватило, чтобы привязаться, поэтому все равно люблю - изнутри и со стороны. В общем, со второй ночи я поняла, что и сама книга моя, как бы там ни было.
И я прекрасно представляю, как можно на дух ее не переносить, для этого есть тьма причин. [спойлеры разной степени] Мне и самой казалось, что я уже совсем далеко ушла от книг/фильмов, которые ставят своей задачей заставить тебя сопереживать героям и делают это настолько, я бы сказала, нагло. Ну, если речь не идет о просмотре японских дорам, конечно - тогда-то я мысленно (и не только) рыдаю просто от вида улиц, домов, поездов, и вполне себе воспринимаю слезливые истории, но в этом случае со мной все ясно. И это не прокатывает с западными историями. Тем удивительнее получилось с "Маленькой жизнью", видимо, она зацепила уж совсем потаенное.
Есть в романе то, что меня раздражает и категорически не устраивает. Хотя я абсолютно ничего не понимаю в писательском мастерстве, и вряд ли когда-нибудь возьмусь серьезно рассуждать на эту тему. Мне, боюсь, доступен только уровень "нравится" / "не нравится". Но все-таки, кажется, в этом случае могу вычленить некоторые вещи, пусть они и будут чистой вкусовщиной.

* все ужасно "в лоб". Как будто бы Янагихара вела авто-диалог:
- Как описать страдания героя?
- Пишем: "герой дичайше страдает"
- Как показать, что герой поразительно умен и невероятно способен?
- Ну, видимо "Он был поразительно умен и невероятно способен"
- Как рассказать о богатстве персонажей?
- Как-как?.. "Их богатство было немыслимо"... ну, и т.д.

*Наивным и неуклюжим кажется описание фильмов Виллема. Что-то притянутое есть во всех сюжетах. В этом плане картины Джей-Би, по-моему, удались в сотню раз лучше.

*Та же самая история с тем, что снится персонажам. Да, почему-то мне легко допустить умопомрачительное всеобщее благополучие и успешность, но неправдоподобно-логичные сны коробят.

*И самое главное для меня - образы героев. Ловлю себя на ощущении, будто Джуд, Виллем и пр. где-то есть на самом деле, я их прекрасно знаю, помню, но вот Янагихара описала их не так, совсем не так (и это ощущение само по себе, кажется, говорит о том, что Янагихара-то не промах ))).
- Не чувствую их возраста. Когда им уже за сорок, я все еще вижу перед собой студентов двадцати с небольшим лет, ничего не могу поделать.
- Не сомневаюсь, что Джуд - блестящий адвокат (я-то ведь знаю, что блестящий), но почему же ничего, почти ничего из этого не показано? Ни его увлечение математикой, ни речи на процессах - ничего. Пожалуй, именно это самое большое разочарование, в какой-то мере даже обида - что не показан сильный, яркий Джуд-профессионал.
- Он же чудовищно мало говорит. Не хватило просто его речи, особенно на отвлеченные темы.

И еще масса всего - мелких придирок, общего чувства "что-то не так", но, во-первых, я сама на письме двух слов связать не могу, а, во-вторых, у меня есть прекрасные, умные друзья, которые расправились бы с этим романом в два счета. Так что, не мне судить.

Для меня же есть два магнитных ядра, которые крепко-крепко притянули и не отпускают.

*Мысли взрослого Джуда по поводу себя, своего состояния, и окружающих его друзей. Не понимает, по какой фантастической, изощренной причине они находятся рядом с ним, болезненно боится их потерять, постоянно чувствует себя чужим, не знает, как просить о помощи, как принимать помощь, и не может без нее обойтись. Спасибо автору.

*Отношения текут, трансформируются, но не исчезают. Дружба, как фундамент, на котором может, спустя даже много лет, расцвести что-то еще более яркое и сильное. Гарольд-наставник становится Джуду другом, а затем и отцом. Виллем влюбляется, понимает, что Джуд - это именно тот человек, с которым он и хочет остаться, но на фоне этого их дружба не растворяется, а продолжает жить, дополненная и обогащенная.
Только ленивый не упомянул в отзыве треугольник Карпмана, но мне не хочется об этом думать, потому как всё и всегда можно под него подогнать, было бы желание. Нет, конечно, Виллем потерял брала, Гарольд потерял сына, а тут вот Джуд во всей красе своего страдания, неприятия себя и пр. Но просто не хочу. И, думаю, что вообще не слишком хотела бы анализировать роман с точки зрения психолога.

Я читала его спокойно. Конечно, передергивало от того, что происходило с Джудом, от того, что он сам делал с собой - бритвой или руками Калеба - не важно. Но, по большому счету, спокойно, несмотря на весь кромешный ужас детства Джуда. А вот по-настоящему укололо один раз в начале (собственные гиены всполошились), ну, и потом с трудом выдержала мучения Джуда без Виллема.


И все-таки я вижу эту книгу прекрасной, жуткой, надрывной и печальной сказкой. Всё в ней слишком, но в сказках так и бывает.

"...And I'm learning, so I'm leaving
And even though I'm grieving
I'm trying to find the meaning
Let loss reveal it.."
Tags: jude-inside, reading
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments